Личность итальянца Сержио Бузато хорошо знакома российскому волейбольному сообществу. Начав работать в России еще в 2000-х , он стал неотъемлемой частью аналитического штаба, будь то штаб клуба Суперлиги или сборной страны. Специалист из страны, в которой придумали программу для анализа действий игроков, всегда помогал тренерам с тактикой на каждый матч. При Сержио Бузато российские волейболисты завоевали целый ряд престижных титулов, включая золото лондонской Олимпиады 2012 года.
Этим летом на олимпийский отбор в Калининград он полетел в качестве временно исполняющего обязанности тренера женской сборной. Девушки смогли отобраться в Токио и завоевать бронзу Кубка мира. Но тогда для тренера радость победы прошла не совсем гладко. На сегодняшний момент место главного тренера сборной не занято. 14 ноября руководство ВФВ решит судьбу женской сборной в олимпийский сезон. После летних перестановок Бузато «является единственным кандидатом на пост главного тренера», как отметил генеральный секретарь ВФВ Александр Яременко.
С осени Сержио начал работу в штабе московского «Динамо» и весь сезон будет помогать главному тренеру Константину Брянскому. Команда Volleyball Fans расспросила главного по статистике, с кем интересней работать и есть ли жизнь после матча.
— С какой командой вам привычнее работать – с мужской или с женской?
— Я работал 15 лет с женскими командами в Италии, там был немного другой уровень, чем сейчас. Работал с молодежными командами, командой по мини-воллею, с командами серий А, В. Опыт накопил большой. Потом в Падуе (недалеко от моего города) начал помогать Юрию Сапеге – главному тренеру Падуи. Он позвал помогать команде в России, я согласился. Тут уже я начал серьезно работать с мужской командой. И это тоже здорово – это все тот же самый волейбол! Мне нравится сама игра, поэтому без вопросов, кого тренировать – мужчин, женщин. Есть различия, конечно, в физическом плане. Просто мне очень нравится женская команда.
(Судя по всему, Сержио удастся совместить в этом году работу и с мужской, и с женской командой).
— После Лиги Наций уход Вадима Панкова стал неожиданным для вас?
— Я помогал Вадиму Панкову, он мне нравится как человек, я его очень уважаю. Я получал удовольствие от работы с ним. Это не мое решение было. Не знаю, почему так случилось, после Лиги Наций или после другого случая. Я ему помогал как сын, как сейчас здесь помогаю Константину Брянскому.
— Что чувствовали, когда вам предложили стать тренером сборной?
— Мне, конечно, было приятно, когда Федерация попросила поехать в качестве тренера в Японию. Почему бы нет. Сейчас моя основная работа – это работа за столом с цифрами. Но начинал я как тренер, не как аналитик. Мне в принципе нравится тренировать. Аналитика – это всегда одни и те же действия. А работа тренера – это много всего: здесь и психология, и эмоции, отношение, коммуникация, тим-билдинг. Это мне нравится в волейболе. Я всегда готов к любой ситуации. Я готов тренировать и детей с 3 лет, и взрослых мужчин. Без вопросов.
— Вы уже работали с «Динамо», какие изменения видите?
— Я работал с «Динамо» в 2004-2007. Тогда клуб выигрывал чемпионат России и Еврокубок. Нас три тренера — Владимир Алекно и Радостин Стойчев и я, кто за последние 10 лет выиграл Лигу чемпионов. В клубе, конечно, многое изменилось – тренерский штаб, игроки. Возможно, в свое время я тоже что-то смог изменить. У клуба сейчас большие возможности и перспективы. Есть отличный проект — новая спортивная арена. Когда из «Динамо» позвонили, я сразу сказал «да». После мужской сборной я был готов работать с мужским клубом. Летом случилась другая ситуация, когда начал работать с женской командой. Надо было изучить, кто есть кто в женском Чемпионате России, кто доигровщик, кто центральный, кто связка.
— Как проводится анализ игры?
— Весь матч мы смотрим и анализируем свои действия и действия соперников. Подсказываем, какой ход сделать для изменения ситуации. Компьютер помогает с цифрами, но и у тренера есть свое чутье. Например, играл Жигалов сегодня. Во второй партии не забил. И что потом? Играть ему или нет? Брянский дал ему еще шанс, я уважаю это решение. А компьютер такого шанса не давал.
После матча в течение часа у нас уже будет готова стратегия на будущую игру. Очень быстро получаем схему и тактику в программах типа «Datavolley». Это то, что выдает компьютер и то, что помогает тренеру строить планы на следующий матч.
— Как выглядит ваше расписание?
— Мое расписание – это постоянный волейбол. Как кто-то любит и постоянно смотрит фильмы или ходит на танцы, так и я постоянно занят волейболом. Вместо кино я смотрю игры. Поэтому я не веду ни фейсбука, ни инстаграмма. Меня ждут жена и двое детей, с которыми тоже хочу успеть пообщаться. Волейбол ведь занимает все время.
А у вас, дорогие подписчики, так же с волейболом?