«ЧТОБЫ РАЗВЕРНУТЬ ЛЮБОЙ БИЗНЕС И СДЕЛАТЬ ЕГО УСПЕШНЫМ, НУЖНО ПРОСТО ЖЕЛАНИЕ И ВЛЮБЛЕННОСТЬ В СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО», – ВЛАДИМИР ШИРОКОВ О БИЗНЕСЕ, ТЕЛЕВИДЕНИИ И СПОРТЕ.

В своих постах мы частенько ссылаемся на телеканал «Старт». Да-да, его камеры следят за многими волейбольными (и не только) площадками страны и мира. Volleyball Fans встретился с генеральным продюсером телерадиокомпании «Старт» Владимиром Широковым. Он побеседовал с нами о ТВ-бизнесе, волейболе и спорте в целом.

Фотограф: Елена Фомичева

— Насколько сложно организовать такой бизнес в России

— Любой бизнес, где бы он не был, или в России, или не в России, организовать не очень сложно, если ты фанат своего дела. Если ты занимаешься тем, что тебе нравится, то любые препоны, любые сложности, любые проблемы – это просто проблемы, которые надо решить и все. Поэтому, чтобы развернуть любой бизнес и сделать его успешным, нужно просто желание и влюбленность в собственное дело. Это самое главное.

— Кому пришла в голову идея открыть телерадиокомпанию?

— Все это начиналось в 1993 году, мы тогда сделали компанию, она называлась “Пенаты-ТВ”, с двумя партнерами. Занимались в основном съемкой программ на медицинскую тему. Так сложилось. Идея была Натальи Евгеньевны Прокофьевой, она тогда в программе «Время» вела медицинское направление. Так и компания, которую мы создали, занималась съемкой телепрограмм, корпоративных фильмов, сюжетов на медицинскую тематику: программы «Планета «Здоровье», «Здоровье и рынок», первое медицинское ток-шоу «Здоровье не купишь» на телеканале ТВЦ. Потом случился кризис 1998 года, после чего компания приказала «долго жить».

Я создал свою компанию. Поначалу она занималась производством рекламных роликов и корпоративных фильмов. В 2008 меня пригласили поработать в Континентальную хоккейную лигу. Я работал сначала руководителем телевизионных проектов, потом управляющим директором «КХЛ-Маркетинг». Главной идеей, когда я шел туда работать, было создание собственного телеканала лиги. И мы, проведя почти годовую подготовительную работу, создали канал «КХЛ».

В этот период своей жизни я разобрался как работает спортивное телевидение и спортивное вещание, и, расставшись с КХЛ, потихонечку начал перепрофилировать компанию на спорт.

Первый трансляционный проект был с Российской любительской хоккейной лигой, сейчас она называется Ночная хоккейная лига. Ко мне обратился спортивный директор лиги Сергей Пилюгин и говорит: «А мы вот хотим интернет-трансляции плей-офф». Я ему говорю, — чтобы это сделать, мне нужно кое-чего подкупить из оборудования. Давайте посчитаем сколько это будет стоить. Мне нужна предоплата, примерно 50% от этой суммы, чтобы мы закупили недостающие железки. Они на это пошли, мы тогда купили первый микшер, аналоговый еще четырехканальный, систему связи, камеры у нас были. В общем собрали первую такую… ПТС, ее было назвать нельзя, но, тем не менее, с четырех камер, без графики, с табло «картинка в картинке» мы показали весь плей-офф.

Потом были интернет-трансляции мини-футбольного клуба «Дина». Ну, потихонечку развивались. Самая первая трансляция с показом на взрослом телевизионном канале была году в 2010-ом, наверно. Мне позвонил Дмитрий Ястребов, который у нас сейчас работает руководителем канала «СТАРТ», а тогда он работал на телеканале «Спорт» ВГТРК. Спросил: «Дашь мне запись в эфир вашего матча?». Я говорю, ты понимаешь, что наша, с позволения сказать, ПТС — это самособранная история для интернета. И к ТВ-эфиру мы пока не готовы. Он говорит: «Я понимаю, но матч хороший, давай мы его возьмем». Записали матч на кассету BETACAM SP и передали ВГТРК. Потом мы договорились с Президентом Союза гандболистов России Борисом Алешиным о финансировании производства трансляций 60-ти матчей в сезоне и «НТВ Плюс» об их показе в прямом эфире. Тогда у нас появились первые прямые эфиры на «взрослом» телевидении. Сейчас немного выросли. Например, прошлым летом выиграли европейский тендер FIBA и были полным хостброадкастером Чемпионата Европы по баскетболу EUROBASKET 2020, той его части, которая проходила в Латвии. Это редкий случай, когда российская компания производит и поднимает сигнал события такого уровня на спутник для всего мира из страны Евросоюза. Вчера наши машины выехали в Казахстан тоже по заказу FIBA для трансляций этапа квалификационных матчей сборных стран Азии по баскетболу.

С волейболом мы начали работать раньше, еще когда я работал в КХЛ. Ко мне приехал Виталий Брагин и говорит: «Мы посмотрим, как у вас организованы трансляции, тоже хотим. Сможете нам помочь?». У нас нет таких денег, как у хоккея, но тем не менее. Мне было это интересно. Мы начали организовывать систему показов волейбольных матчей как в эфире, так и в интернете. Начали с трансляций пляжного волейбола в Анапе и Сочи. Это было для эфира ВГТРК и «7 ТВ». Арендовали ПТС и спутниковую станцию, сами нанимали творческие группы и производили волейбольные трансляции.

Сначала это шло, как и любой проект, с достаточно большим скрипом, как любое новое дело. На сегодняшний день снимаются все волейбольные матчи: чемпионата России Суперлиги и достаточно большое количество матчей низших лиг.

В настоящее время в активе компании четыре ПТС на автомобилях (от 8 до 12 камер) и три передвижных станции спутниковой связи. Аппаратная соединена с операторами связи Ростелеком и Синтерра Медиа около 40 оптоволоконными линиями передачи и приема телевизионного сигнала. Есть собственный спутниковый телепорт.

— Вы долго не показывали рекламу…

— Мы и сейчас ее не показываем.

— Получается это Яндекс?

— Да, это реклама от Яндекса.

— Каким образом тогда удается монетизировать?

— Если мы говорим о телеканале «Старт», то монетизации пока никакой нет, пока это развлечение за собственный счет. Наш основной бизнес – это производство трансляций матчей (продакшн) в разных видах спорта и передача ТВ-сигнала. Есть, например, большой проект с Яндексом. Мы принимаем из США в свою аппаратную все трансляции матчей НХЛ. Все трансляции комментируются и передаются по оптике в аппаратную Яндекс Эфира. Причем зритель в плеере может выбрать вариант звуковых дорожек: комментарий на русском языке, английском, либо вообще без комментария. Параллельно режутся лучшие игровые моменты, хайлайты всех матчей, переводятся на русский язык ежедневные обзоры, снимается еженедельная студийная программа. В сезоне НХЛ около 1400 матчей. Вся работа в основном ночью. Почти каждую ночь комментируются от 2 до 16 матчей.

Фотограф: Елена Фомичева

До ноября месяца канал «Старт» был просто площадкой для размещения трансляций. Мы не особенно работали над его оформлением. Это было неким бесплатным бонусом к производству трансляций. Начиная с 1 ноября, мы запустили сигнал канала на спутник для кабельных операторов. Это потребовало от нас больших затрат и большего внимания к каналу, его наполнению. Он стал нормальным, телевизионным. Понятно, пока еще бедноватый по контенту, но мы в эту сторону развиваемся: если раньше у нас иногда были трансляции без комментаторов, без графики, то сейчас мы этого себе позволить уже не можем. 1 ноября это по сути — старт вещания полноценного канала.

Фотограф: Елена Фомичева

Сейчас канал есть в сетях Ростелекома, Триколора, НТВ Плюс (ОТТ). Канал транслирует порядка сотни кабельных операторов по всей России. Это процесс долговременный и постоянный. В кабельном и спутниковом телевидении произошла глобализация рынка. На сегодняшний день порядка 51% абонентов — это сети двух операторов: Ростелеком и Триколор. В сумме – это около 23 миллионов абонентов из 44 миллионов в России. Вот такая структура рынка.

— Расскажите о Вашей сетке вещания и планах расширения

— Что касается сетки вещания, понятно, что канал был создан на базе тех прав и тех трансляций, которые у нас уже существовали к тому моменту. Основной контент канала на сегодняшний день – это:

  1. Волейбол: Лига чемпионов и Чемпионат России, Итальянская женская Серия А.
  2. Баскетбол: все матчи Единой Лиги ВТБ, немецкая Бундеслига.

Периодически подкупаем права на разные разовые события. Такие как, например, Олимпийская квалификация по волейболу в январе этого года. Так как сборная России уже отобралась на Олимпиаду и не участвовала в этом событии, телеправа на территорию России нам стали по карману.

Только у нас на канале вы сможете посмотреть все туры лыжного турнира «Висма-Классик». Это достаточно интересное соревнование. Там есть российская команда «Русская зима», в гонках участвуют, например, Максим Вылегжанин и Ярмил Вокуев, который, кстати, одну из гонок выиграл. Для нас она интересна прежде всего тем, что это выходной день, утро, когда больше нет никаких других соревнований и прямых трансляций. Для спортивного канала самое главное и самый вкусный контент – это все-таки прямые трансляции. Мы показываем матчи Суперлиги Аргентины по футболу, Клубный Чемпионат Мира (Мундиалито) по пляжному футболу, в марте – Чемпионат Европы по скалолазанию, командный Чемпионат Европы по бадминтону, Чемпионат Мира по карате, ряд других спортивных событий.

Второй год подряд мы являемся эксклюзивным подрядчикам по производству и организации трансляций Лиги ВТБ в России. Мы организовываем продакшн на местах, принимаем сигнал всех матчей через собственный телепорт, комментируем все матчи. Сигналы идут на сайт Лиги ВТБ и телеканалы группы Матч. Но на «Матч-ТВ», естественно свои комментаторы. Поэтому вполне естественно было и купить права на показ матчей на телеканале «Старт».

Сейчас в тесте одно ноу-хау, которое придумал Триколор. Это наш совместный проект. В их ОТТ Триколора появилось еще 6 каналов, которые называются Большой эфир. И если вы купите Триколоровскую приставку, которая имеет подключается к интернету, то на ТВ – экране, также, как и на нашем сайте можете увидеть все, например, волейбольные или баскетбольные матчи, которые идут параллельно во времени просто переключая с одного канала на другой.

— Расскажите о ваших планах

— Идей много… я не очень понимаю, как говорить о планах потому, что никогда не знаешь, какая из идей выстрелит. Поэтому, что касается дальнейшего развития, то сейчас мы стараемся привлечь какие-то права, которые для нас не очень дорого стоят, если говорить о международных соревнованиях. Что касается российских соревнований, то мы работаем с лигами, работаем с федерациями, работаем с заказчиками, предлагаем им свои услуги по производству сигнала матчей и эти матчи ставим в эфир на канал. Что я вижу из ближайших перспектив: мне очень нравится история с Большим эфиром на Триколоре. Мне кажется это выгоднее с точки зрения экономики. Да, можно открыть 6 спортивных каналов линейного вещания и раскидать там, допустим чемпионат России по волейболу, 6 матчей, пересекающихся во времени. Но это дорогое удовольствие, каждый канал – это, во-первых, лицензия на вещание, регистрация средств массовой информации, открытие канала – это примерно от полугода до года только бумажки, я уж не говорю о его наполнении. Во-вторых, он требует совершенно других денег, его надо непрерывно заполнять 24 часа в сутки. Для канала нужно делать программы, телепередачи, обзоры, это тоже стоит денег.

— С какими проблемами сталкивается телеканал?

— Любая задача решается при необходимости и желании. Безусловно сейчас очень нужны спонсоры и рекламодатели для канала.

— Насколько большой штат в телеканале?

— Если говорить о штате ТРК «Старт», то это порядка 30 человек штатных сотрудников, все остальные творческие сотрудники – люди которые работают на контрактной основе. Например, у нас нет ни одного оператора в штате, они все на аутсорсе.

— Подстраивают ли клубы и федерации под ваше расписание свои матчи?

— Пока нет, мы еще маленькие. Под график каналов «Матч-ТВ» – да. В случае необходимости сдвинуть тот или иной матч, допустим на полчаса, «Матч-ТВ» пишет письма в ВФВ, Федерация — в клубы, а клубы уже идут или не идут навстречу в зависимости от своих обстоятельств. Я не очень хочу грузить клубы изменением календаря под наш эфир. Это надо делать, на мой взгляд, на уровне планирования еще в начале сезона, чтобы минимизировать наложение матчей по времени и дням.

— Впереди у нас Олимпиада, все знают, что наша сборная будет выступать под нейтральным флагом. Как вы к этому относитесь?

— Я думаю, что каждый спортсмен должен идти вперед и участвовать, если есть такая возможность, какая бы она не была. Понятно, что флаг – это важно, но и под нейтральным флагом все понимают кто это и из какой страны.

— Можете ли вы дать прогноз на Олимпиаду, нас интересует конечно же волейбол

— Прогнозов я давать не готов, но искренне буду болеть за наших. Безусловно.

Добавить комментарий