«НЕ НАВРЕДИ!» – ЗАПОВЕДЬ ДЕТСКОГО ТРЕНЕРА

Правильно комплектование и первоначальный отбор детей в спортивные школы – одни из решающих условий, которые определяют успешность подготовки спортсменов и пополнение команд мастеров. Волейбол – не исключение.

Фото: Виктория Багдасарян

В младшем возрасте желание заниматься каким-либо видом спорта обычно определяют эмоциональные факторы. Они характеризуются спонтанностью и свободой выбора. В дальнейшем на выбор влияют рационально определенные факторы. Они формируют привычки и потребности в систематических занятиях спортом, стремление учиться и совершенствоваться.

Тренер в роли специалиста по отбору решает весьма сложные и тонкие задачи: он и педагог, и психолог, от него, в том числе, зависит процесс социализации детей. Достаточно высокий уровень профессиональной подготовленности тренера препятствует промахам, к числу которых можно отнести, например, оценки, основанные только на физических качествах или только на потенциальных возможностях новичка.

Современный уровень развития игры предъявляет к игрокам высокие требования — наличие универсальности в подготовке, высокий уровень выполнения своей игровой функции в команде, ростовые данные выше среднего, общая физическая подготовленность. Для детских и юношеских волейбольных команд характерным является разнородный по уровню подготовки и антропометрическим данным состав игроков.

Источник: tlen.ru.net

Отбор в команду в идеале должен состоять из следующих этапов:

  1. Качественный медицинский осмотр тех, кто проявил желание заниматься
  2. Тесты, с помощью которых можно судить о задатках и способностях детей к успешному овладению навыками и умениями игры в волейбол: уровень развития физических способностей применительно к специфике волейболистов, способность к овладению техникой (специфические координационные способности), антропометрические данные.

При отборе должны последовательно выявляться задатки способностей, полученные при рождении, анатомо-физиологические особенности строения организма и его функциональные возможности, применительно к волейболу. Однако, в полной мере судить о способностях можно только, начав их обучать специальным навыкам и умениям. Здесь успех зависит от того, как быстро учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, как относятся к занятиям, трудолюбивы ли и т.д.

Если всё проходит успешно, то в дальнейшем отбор осуществляется работа по определению игровой специализации, наиболее эффективному использованию индивидуальных способностей в составе команды.

Фото: Виктория Багдасарян

Подчеркивая ведущую роль генетически обусловленных факторов при отборе, необходимо отметить, что «генетический фундамент дает только границы, он только лимитирует определенные качества, тогда как тренировочный аспект является решающим фактором их проявлением и совершенствования». Эта точка зрения показывает, что сам отбор – лишь обязательная составная часть тренировочного процесса. А с помощью упорной и профессионально проводимой работы результатов могут добиться многие спортсмены. Надо помнить, что в волейбольной команде своё разделение труда, не каждый в итоге станет самым высоким центральным блокирующим. Кто-то, например, будет очень крутым либеро, спасать команду в защите, тащить сложнейшие мячи.

Фотограф: Виктория Багдасарян
Фабио Баласо, либеро «Любе Чивитанова» (Италия), рост 175 см

Тем не менее показатель роста не сдает позиций в отечественных спортивных школах. А национальная мужская сборная вовсе считается одной из самых рослых в мире. Что, кстати, вызвало и некоторый диссонанс на Чемпионате мира 2018 года. Писали о том, что в тренде сейчас «быстрый волейбол, нестандартная атака». Наши же играли в устаревший волейбол – силовой. Они просто не успевали, хоть и за невысокими, но юркими соперниками.

Источник: italy-bulgaria2018.fivb.com

Важно отметить и то, что спорт «омолаживается». Яркий пример тому — фигурное катание, где пятнадцатилетние девочки побеждают взрослых и рано завершают свою карьеру. В волейболе пока подобного не заметно, но тоже есть свое «но». Раньше дети начинали заниматься волейболом в 11-13 лет. Сейчас в спортивные школы набирают детей с 7-8 лет. В таком возрасте предопределить будущее юного спортсмена еще тяжелее, что делает работу тренера еще сложнее и ответственнее.

Надеемся, что все детские тренеры помнят о заповеди: «Не навредить». Спорт – социализирует, формирует ребенка физически и психологически, от секции и обстановки там зависит не только спортивная карьера, если таковую выберет маленький человек, но и порой жизнь в целом.

Добавить комментарий

Войти с помощью: