КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПОДГОТОВИТЬСЯ К СОРЕВНОВАНИЯМ. ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В детстве любой ребенок нуждается в защите и поддержке родителей и близких людей. Именно отношения в семье формируют тот характер, который поможет выстоять в будущем. В спорте такая поддержка и правильное поведение родителей играют чуть ли не решающую роль.

Что же требуется от них, если у юного спортсмена уже есть тренер?

prouchebu.ru

Спортивные психологи обращают внимание родителей на следующие моменты:

1. Поддержка ребенка.

Любое соревнование для маленького спортсмена – это всегда стресс. Он чувствует ответственность за свои результаты, а ответственность – это, как правило, удел взрослых сильных личностей. Проходя через такое испытание, ребенок закаляется для дальнейших стрессовых ситуаций и взрослеет быстрее большинства сверстников.

Давить на него ни в коем случае не нужно, груз ответственности, расписание занятий и количество налагаемых ограничений – уже тяжелая ноша. Иногда может показаться, что ребёнок «мало переживает из-за поражения, не тревожится о предстоящем старте». На самом деле внутри он может сильно переживать и очень расстраиваться из-за любой неудачи, даже если не показывает виду. Независимо от любых внешних проявлений эмоций ребенок нуждается в поддержке.

Поддержка от родителей – лучшее лекарство от неудачи. Всегда полезно отмечать даже незначительные достижения. А любые негативные заявления детей, такие как «я не могу, у меня не получится», переводить в позитивное русло и подчеркивать сильные стороны, например, «трудно играть против людей, которые физически крупнее тебя, но ты быстрее и проворнее, чем они».

В случае поражения родители должны поддержать юного спортсмена, дать ему время самому осознать свою неудачу и понять ее причину (если он теряется в догадках, нужно  помочь вопросами, подтолкнуть к самостоятельному мышлению). Важно помнить: не все чемпионы в своих самых первых соревнованиях сразу же оказывались на пьедестале, а прошли долгий путь проб и ошибок.

Также родители не должны позволить ребенку остыть к спорту (впрочем, это работает и в других областях) – упреки в неудачах, крики и наказания снизят самооценку, так как он будет чувствовать себя виноватым.

2. Общение.

Не стоит забывать про конструктивное общение с ребенком по поводу тренировок, его эмоций и планов. В разговоре с родителями будущий спортсмен сам автоматически анализирует свое отношение к спорту, ошибки и способы их исправления. И видит, что взрослые могут объективно оценить его работу, иногда даже подсказать, с какой стороны подступиться к проблеме.  При этом о неуспехах ребёнка рекомендуют говорить с ним наедине. Так со временем он сам начинает находить решения проблемной ситуации.

Личная и искренняя заинтересованность взрослых важна для ребенка —  ему хочется порадовать своих родителей, что и стимулирует быть лучше соперников. Иначе в большинстве случаев его планы так и останутся планами.

3. Отсутствие постоянства.

Ребенок – не робот, он не может всегда на 100% выполнять «запрограммированные действия».  Даже если он успешно тренировался и «всё делал на тренировках», фактор неожиданности никто не отменял, на соревнованиях может случиться все, что угодно. Не следует ожидать от него «всего и сразу».

Маленький спортсмен ещё не знает, как противостоять стрессовым ситуациям и как на них правильно реагировать.  Со временем он сможет брать себя в руки и сосредотачиваться в любых ситуациях. Ребенок учится побеждать и учится проигрывать. Пока же он набирается опыта и формирует спортивный характер, который не позволит случайностям выбить его из колеи.

4. Контроль эмоций.

Важно научиться контролировать свои эмоции и тело в любом виде спорта. Хорошо, когда ребенок понимает, что из себя представляет страх, который неизбежно появляется перед соревнованиями, и что от него человек никогда не избавится.

Наоборот, страх помогает спортсмену лучше себя проявить. Вырабатывается адреналин, мобилизуются силы организма, улучшается кровообращение, мышцы получают заряд. Мандраж перед стартом  помогает сохранять концентрацию на выступлении. К нему нужно привыкнуть и концентрироваться на конкретных целях для отвлечения внимания от чувства страха. Опытные спортсмены тоже сталкиваются с ним, но умеют направить его на достижение результата.

Перед стартом ребенку важно чувствовать себя защищенным – мысли должны быть заняты спортивной целью, а не недавней ссорой или упреками. Во время стресса психика юного спортсмена дает сбой, в этом состоянии знания и умения могут не срабатывать в полную силу.  Если вдруг родитель чувствует нервозность или неуверенность в силах ребенка — лучше не демонстрировать это, чтобы не передать ребенку негативный настрой. Родителю лучше остаться дома, чем пойти на соревнования и качать головой с трибуны, где ребенок это может увидеть.

5. Пример перед глазами — родители.

Если на соревнованиях (да и в обычной жизни) родители позволяют себе кричать, ругаться, бросать предметы и еще что-то подобное, ребенок это хорошо усвоит и будет копировать такое поведение, так как он априори считает примером для подражания то, что делают взрослые. При таком поведении возникнет неуверенность в себе – не уверен родитель, не уверен ребенок. А еще это неспортивное поведение.

Если родители сами занимаются спортом и активно вовлекают ребенка, у него больше шансов пойти по стопам взрослых добровольно и успешно, чем у того, кто не окружен такой спортивной атмосферой и не видит поощрения.

6. Услышать ребенка – задача родителей.

Если взрослому в детстве не удалось попасть в сборную по хоккею, это не всегда значит, что его неисполненные мечты должен исполнять ребенок. Который не любит лед, а с волейбольным или футбольным мячом хорошо дружит. Когда у ребенка что-то не получается, он первый об этом узнает, и это его расстраивает. В подростковом возрасте он запросто может «выйти из системы» — уйти в другой вид спорта (в котором чувствует себя уверенней) или же бросить ненавистный спорт навсегда.

Задача родителя — присмотреться к ребенку на площадке, понаблюдать, как он взаимодействует с другими детьми. И позволить ему развиваться в той дисциплине, которая подходит его характеру и способностям.

Что можно и нельзя:

— Верить в своего ребёнка, говорить, что у него все получится.

— Поддерживать авторитет тренера.

— Прививать ребёнку навыки терпимости и понимания других людей.

— Отзываться положительно об окружающих людях.

— Не обсуждать личность другого ребёнка в присутствии своего ребёнка.

— Не допускать у ребёнка «манию величия».

— Не сравнивать своего ребёнка с другими детьми.

— После неудачи позволить ребенку пережить ее, дать время, чтобы он ее «переболел». Поддержать и переключить внимание на некоторое время.

— Не стоит вспоминать прошлые поражения или ошибки.

— Всегда находить положительные стороны и подчеркивать даже незначительные успехи. 

В спорте у ребенка есть тренер, который занимается его развитием и указывает на ошибки. У родителей в данном случае другая задача. Они не должны становиться еще одним требовательным тренером и давать наставления. Их функция на контрасте – быть опорой и поддержкой,  позволить ребенку чувствовать себя в безопасности. И верить в способности и бойцовский характер спортсмена.

 

по материалам:

www.b17.ru/article/118782/

childdevelop.ru/articles/develop/1487/

shkola5sosva.ru/sovety-roditelyam-yuny-h-sportsmenov/

Добавить комментарий

Войти с помощью: